АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Заседание комитета 10 декабря 2007г.

Протокол заседания комитета АП КИТ по образованию

Дата: 10 декабря 2007г.
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Начало заседания: 19 часов
Председатель: П. Гудков

Присутствовали:

  1. Белов С. IBM
  2. Быховский Я. Intel
  3. Буров В. REAL-IT
  4. Гаврилов А. Microsoft
  5. Гиглавый А. ЛИТ
  6. Горелова А. «Лаборатория Касперского»
  7. Гудков П. «1С»
  8. Калягина О. «Аскон»
  9. Комлев Н. АП КИТ
  10. Литвинова О. Группа компаний «Систематика»
  11. Мартынова М. НР
  12. Маслов М. Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП)
  13. Нестеренко Л. Intel
  14. Нуралиев Б. «1С»
  15. Рыбаков Д. АНО «ИТО»
  16. Степанов А. «Софтлайн»
  17. Челышев Н. НОУ УКЦ ФОРС
  18. Шкред А. Интернет-университет информационных технологий (Интуит.ру)


Заседание посвящено обсуждению направлений работы Комитета в 2008 году.

Ход заседания:

  • А.ГАВРИЛОВ внес предложение в начале заседания дать свои оценки по работе Комитета по образованию в прошлом году: чего не хватало, что изменить. Если мы планируем работу на следующий год, хочется понять как мы работаем.
  • Л.НЕСТЕРЕНКО отметила, что не хватало обмена опытом. Должны быть и промежуточные встречи для взаимодействия. Хотелось бы внести в повестку дня предложение о создании комитета или подкомитета по технологическому предпринимательству. По составу членов АП КИТ: медленно растет численность компаний, которые были бы представлены в индустрии.
  • А. ГОРЕЛОВА. В целом замечаний нет. Я согласна с Л.НЕСТЕРЕНКО. Стоит чаще встречаться для обмена опытом, для взаимодействия друг с другом.
  • О.КАЛЯГИНА. В этом году позиция АП КИТ и Комитета по образованию была как никогда публично освещена. Раньше планы АП КИТ не озвучивались на таком высоком уровне и в таком масштабе. Считаю, что это заслуга Комитета и правления АП КИТ. В отношении предложений на будущее – сейчас мы рассматриваем, в основном, подготовку ИТ-специалистов, хотелось бы говорить о преподавании ИТ в целом для всех специальностей.
  • О.ЛИТВИНОВА. Очень приятно видеть преемственность от комитета к комитету. Всплеск активности контактов с вузами происходит только на конференции. Есть предложение в зависимости от тематики приглашать для обсуждения и представителей вузов.
  • М.МАСЛОВ. Присутствую впервые. Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов вступила в АП КИТ на последнем собрании. Наша Ассоциация молодая, новая – апрель 2007 года (30 членов). Направление нашей деятельности: продвижение всех интересов, связанных с разработкой, производством аппаратуры и приборов в России. Мы представляем как производителей и разработчиков, так дистрибьюторов электронных компонентов и дистрибьюторов технологического оборудования. Подготовка кадров является для нас очень важной задачей. Думаю, что наша совместная деятельность даст хорошие плоды, поскольку специальности и подготовка специалистов для компаний, входящих в АП КИТ и в нашу ассоциацию, полностью совпадают.
  • Я.БЫХОВСКИЙ. Я занимаюсь образованием, в частности школьным. Отвечаю за то, чтобы дети с юных лет захотели идти работать в ИТ-индустрию. У меня есть несколько конкретных предложений о том, как это можно сделать в следующем году.
  • С.БЕЛОВ. В прошлом году удалось не так мало сделать, потому что большая часть представителей компаний, входящих в Комитет, принимали участие в деятельности Комитета. Есть пожелание продолжать в том же духе.
  • Н.КОМЛЕВ. На фоне других Комитетов в прошедшем году у Комитета по образованию было много проектов, ярких и интересных. Могу сказать, что мы являемся членом комиссии при РСПП, которая принимает профстандарты самых разных отраслей. При необходимости есть возможность использовать этот ресурс более широко.
  • Б.НУРАЛИЕВ. Стараемся обеспечить преемственность в деятельности АП КИТ. На мой взгляд, в прошлом году было сделано немало. Многие направления будем продолжать развивать, добавлять новые. Я доволен, что в Комитете активно участвует большое количество компаний, т.е. это не «театр одного актера».
  • М.МАРТЫНОВА. У нас есть ряд программ и проектов по образованию и нам интересно посмотреть – в каких проектах мы могли бы взаимодействовать и сотрудничать.
  • В.БУРОВ. Считаю, что исследование «ИТ-кадры в российской экономике», в котором поучаствовал REAL-IT, есть куда дальше развивать. То же самое и о проекте разработки профстандартов, в котором я принимал активное участие. Хотелось бы, чтобы Комитет в этом году на этих вопросах остановился.
  • Н.ЧЕЛЫШЕВ. Есть критическое замечание – не дружим с регламентом.
  • А.ГАВРИЛОВ. В прошлом году Комитет работал гораздо активнее, чем обычно, поэтому в будущем году хочется видеть следующий этап, следующий уровень, когда Комитет сможет представлять себя как сообщество работодателей при выработке уже образовательных стандартов. На мой взгляд, не хватает участия представителей образования (А.А.Терехов, В.П.Гергель) в Комитете.
  • А.СТЕПАНОВ. Первый год участвуем в работе Комитета. Наша цель – понять, как мы можем помочь Комитету по образованию. Открыты к взаимодействию и сотрудничеству.

1. Актуализация исследования контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации на основе данных 2007 года.

2. Актуализация исследования «ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на пятилетнюю перспективу в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства».

  • П.ГУДКОВ коротко изложил основные результаты проведенных исследований.
    По данным исследования, проведенного Центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ, на сегодня в сфере ИТ трудится порядка 865 тыс. специалистов по всей России. При этом общая потребность российской экономики в ИТ-специалистах составляет в 2007 году 188 тыс. человек (исследование «ИТ-кадры в российской экономике» опубликовано на сайте). Спрос превышает предложение — число профильных выпускников соответствующих образовательных учреждений — в 2,7 раза.
    По полученным данным, отечественные вузы по различным ИТ-специальностям окончили 47 тыс. человек (25 тыс. специалистов и 22 тыс. бакалавров). После бакалавриата закончили магистратуру 5 тыс. человек. На 1-е курсы вузов РФ приняты 70 тыс. будущих специалистов по ИТ. Наиболее массовая категория студентов — специалисты по программированию (выпущены 23 тыс. чел.). При поступлении в учебные заведения самый большой конкурс по направлению «Корпоративные информационные системы» — 3,43 чел. на место, при этом средний конкурс по ИТ — 2,67 чел. на место. Подробное исследование опубликовано на сайте.
  • П.ГУДКОВ предложил одобрить проведенную работу и продолжить работу в следующем году.
  • С.БЕЛОВ. Будет ли продолжение работы предполагать получение новых результатов или это только уточнения и детализация? Каков потенциал дальнейших исследований?
  • П.ГУДКОВ. На мой взгляд, в исследовании ИТ-кадров хорошо бы соотнести, по каким профессиям сколько ИТ-специалистов нужно. Далее это можно будет более детально проецировать на подготовку в вузах.
    По исследованию контингента есть пожелание более глубоко изучать учреждения НПО и СПО – на том же уровне, что и ВПО.
    Сделать оба исследования на одинаковом (высоком) полиграфическом уровне.
    Исследования также можно обновить на основе данных 2007 года.

Решение:
Продолжить работу над исследованием контингента студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования на основе данных 2007 года. (Отв.: А. Шкред («Интуит.ру»), А. Гиглавый (ЛИТ), срок — август 2008 г.).
Продолжить исследование потребностей российской экономики в ИТ-кадрах. (Отв.: В.Буров (REAL-IT), А. Гиглавый (ЛИТ), М. Сорокин («1С») , срок — август 2008 г.).

3. Разработка предложений о поддержке преподавателей информационных технологий в вузах и ссузах.

П.ГУДКОВ. Повышение качества и увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов требуют внедрения инновационных программ и постоянного повышения квалификации профессорско- преподавательского состава вузов. Из-за существенной разницы в доходах существует проблема ухода высококвалифицированных педагогов на работу в коммерческие компании.
Для решения данных проблем и повышения качества подготовки по ИТ-специальностям можно, например, ежегодно проводить конкурс на получение денежного поощрения в размере 250 000 руб. для 1 000 лучших преподавателей вузов, активно внедряющих инновационные программы в области ИТ.
Например, можно выступить с инициативой о дополнении таким мероприятием с 2008 года направления «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» приоритетного национального проекта «Образование».
Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета по реализации данного направления ПНП «Образование» составят 250 млн руб. в год.
Для поддержки профессорско-преподавательского состава вузов можно использовать также потенциал различных федеральных целевых программ. Например, с 2008 года планируется реализация ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Л.НЕСТЕРЕНКО вызвалась изучить вопрос и подготовить соответствующие предложения, обосновать необходимость поддержки преподавателей ИТ-дисциплин. Предложила организовать рабочую группу.

Решение:

Сформировать рабочую группу по подготовке предложений о поддержке преподавателей вузов, реализующих инновационные программы в области информационных технологий:

  • Белов С. (IBM)
  • Гаврилов А. (Microsoft)
  • Гудков П. («1C»)
  • Нестеренко Л. (Intel)
  • Степанов А. («Софтлайн»)
  • Шкред А.(«Интуит.ру»)

Подготовить к марту 2008 года предложения для Министерства образования и науки РФ по поддержке преподавателей ИТ-дисциплин в российских вузах.

4. Взаимодействие с системой начального и среднего профессионального образования по вопросам подготовки ИТ-кадров.

  • П.ГУДКОВ. Взаимодействию профтехобразования и бизнеса уделяется большое внимание на государственном уровне. В процессе обсуждения на ИТ-Саммите И.И.Калина, в настоящее время - заместитель министра образования и науки, призвал повышать производительность труда в ИТ-отрасли и активнее использовать в ИТ-индустрии выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО).
    По численности учащихся в вузах учится человек больше, но по количеству преобладают учреждения НПО и СПО. Есть ряд специальностей, по которым в колледжах готовят ИТ-специалистов.
    Для улучшения взаимодействия с учреждениями НПО и СПО предлагаю провести отдельное заседание по этой теме и пригласить компетентных представителей учебных заведений, Минобрнауки, Рособразования и др.
  • Л.НЕСТЕРЕНКО. Интересно услышать примеры компетенций, с которыми выходят выпускники из колледжей.

Решение:

Провести отдельное заседание по вопросу взаимодействия с учреждениями НПО и СПО.

Предварительная дата заседания – 11 февраля 2008 года (вариант – 4 февраля 2008 года)

Рассмотреть варианты приглашения на заседание:

  • С. Каледин, исп. директор Союза директоров ссузов;
  • С. Алексахин, руководитель Центра компьютерных информационных технологий;
  • Е. Колмыкова, Московский городской колледж информационных технологий (МГКИТ);
  • Н. Гунявина, Минобранауки;
  • Е. Черноскутова, Рособразование.

5. Поддержка издания и популяризации результатов разработки профессиональных стандартов среди представителей российской системы профессионального образования и работодателей. Организация обсуждения в профессиональном сообществе.

  • П.ГУДКОВ. Летом 2006 года на заседании Совета при Министре информационных технологий и связи Л.Д. Реймане было принято решение о разработке профессиональных стандартов (компетенций сотрудников) ИТ-отрасли. Совместно с АП КИТ началась разработка профессиональных стандартов в области ИТ, описывающих должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями.
    Проект поддержали: «АйТи», Verysell, IBM, IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», R-Style, «Техносерв А/С», «Яндекс», «1С».
    За год разработаны стандарты по девяти наиболее востребованным и массовым профессиям.
    Профессиональные стандарты были утверждены на заседании Управляющего комитета проекта 4 июня 2007 года и опубликованы на сайте.
  • П.ГУДКОВ предложил продолжить работу по проекту, организовать пресс-конференцию по итогам проекта, на Совете по ИТ 11 декабря 2007 года предложить Мининформсвязи ряд направлений для продолжения проекта с софинансированием со стороны министерства.
  • А.ШКРЕД предложил создать сайт для более удобного восприятия разработанных профстандартов.
  • А.ГИГЛАВЫЙ. По оставшимся 3 профстандартам (hardware) экспертная группа отработала. Для завершения работы нам необходима только группа из 15-20 компаний, готовых стать респондентами.
  • М.МАСЛОВ выразил готовность посодействовать в плане поиска респондентов среди компаний, входящих в АПЭАП.

Решение:

  • Провести пресс-конференцию с участием министра информационных технологий и связи Л.Д. Реймана и приглашением заместителя министра образования и науки И.И. Калины.
  • Обратиться к Мининформсвязи с предложением рассмотреть вопрос о софинансировании с целью решения следующих задач:
  • Издание профстандартов в печатном виде для раздачи на образовательных конференциях, рассылки в учебно-методические объединения, профильные вузы и т.д.
  • Популяризация результатов проекта. Создание краткой версии профстандартов (с описанием модели компетенций и перечнем терминов и определений, используемых в профстандартах).
  • Разработка общего классификатора ИТ-профессий.
  • Разработка единого голоссария компетенций ИТ-специалистов.
  • Разработка стандартов по профессиям, не охваченными на первом этапе. Многие профессии остались за рамками первого проекта (исследователь в сфере ИТ, тестировщик, компьютерный дизайнер и т.д.) – целесообразно провести анализ и расширять работу с целью охватить все ИТ-профессии.
  • Апробация первых версий разработанных 9 стандартов. Аккумулирование замечаний, предложений. Подготовка второй версии.
  • Анализ потребностей рынка труда в ИТ-специалистах в разрезе профессий и прогноз на перспективу до 2012 года. Профстандарты – ориентир для системы профессионального образования, чему учить. Важно при этом обозначить, сколько ИТ-специалистов по этим профессиям нам потребуется.
  • Доработать профстандарты по цифровой технике (Отв.: М. Маслов (АПЭАП), А. Гиглавый (ЛИТ). Срок – март 2008 года).
  • Сделать сайт для удобного изучения профстандартов. (Отв.: А. Шкред).

6. Участие в деловом рейтинге высшего образования

  • П.ГУДКОВ. Инициатор разработки рейтинга — «Деловая Россия». Концепция рейтинга была поддержана Президентом РФ В.В. Путиным на встрече с представителями бизнеса, прошедшей 29 марта 2006 г., а также в ходе последовавшего за ней совещания по вопросам образования с бизнес сообществом, проведенного Первым заместителем Председателя Правительства РФ Д.А.Медведевым.
    По реализации рейтинга заключены соглашения с Министерством образования и науки, Общественной Палатой, Российским Союзом ректоров.
    Вошли в число соорганизаторов и оказали финансовую поддержку проекту ОАО «Русские инвесторы», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», Группа «Гута», Холдинг «Марта», ООО «Миракс Групп», ЗАО «Абрау-Дюрсо» и др.
    По результатам проекта сформированы три ведущие лиги российских вузов: a, b и g.
    Минобрнауки считает рейтинги важным инструментом обратной связи.
    Мы рассчитываем, что участие ИТ-ассоциации в проекте позволит обратить большее внимание государства и вузов на необходимость улучшения и расширения подготовки ИТ-специалистов.
  • П.ГУДКОВ. Удалось достичь консенсуса о том, что АП КИТ как ассоциация должна представлять ИТ-сферу в целом, а не конкретные ИТ-компании. Предлагаю продолжить работу в данном направлении и изучить возможности реализации отраслевого рейтинга.
  • А.ГАВРИЛОВ. Можем ли мы получить результаты исследования целиком и в каких пределах? Участвовать в исследовании, результаты которого нам не известны, нам не интересно.
  • П.ГУДКОВ. На текущий момент исследование этого года не завершено, ВЦИОМ проводит работу по обработке данных и их представлению. Когда работа будет завершена, данные будут доступны.

Решение:

Запланировать продолжение участия в деловом рейтинге высшего образования после представления и анализа окончательных результатов проекта 2007 года.
Изучить возможность реализации рейтинга вузов с точки зрения подготовки ИТ-кадров.

7. Поддержка молодежных и образовательных мероприятий (конференций, выставок, соревнований и т.д.) в сфере ИТ

П.ГУДКОВ. В 2007 году были выработаны критерии отбора мероприятий. Предлагаю следовать им и в следующем году. Была сформирована рабочая группа. Есть предложение ввести в рабочую группу Я.БЫХОВСКОГО и М.МАСЛОВА.
В прошедшем году были поддержаны 3 мероприятия:
Конференция «Электронная Россия — выбор молодых»
Российский финал международного студенческого конкурса Imagine Cup
XVI Международный семинар «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработка информации».
Были конференции, не получившие поддержки АП КИТ, т.к. они не соответствовали каким-либо критериям. Поддерживались мероприятия федерального значения, вендоронезависимые и те, в которых были открытые формы участия.
Поступило предложение от Я. БЫХОВСКОГО поддержать конкурс юных программистов «Программируем, играя!».

П.ГУДКОВ. Итоги работы по поддержке различных мероприятий освещаются в новостях на сайте, что демонстрирует активную работу комитета по данному направлению.

П.ГУДКОВ. Если заранее будет подготовлена информация, которую можно опубликовать на сайте и которая будет ориентирована на ИТ-компании, то можно сделать рассылку.

Н.КОМЛЕВ. Рассылка АП КИТ охватывает членов АП КИТ и дружественные ассоциации (они рассылают по своим членам, но как они это осуществляют –не известно). Информация хорошо воспринимается, когда она сжата.

О.ЛИТВИНОВА. Предлагаю разработать шаблон заявки с описанием мероприятия (цели, задачи, аудитория) для соискателей поддержки АП КИТ для дальнейшего рассмотрения Комитетом.

Решение:

  • Одобрить практику поддержки молодежных и образовательных мероприятий в сфере информационных технологий. Продолжить поддержку в 2008 году.
  • Подготовить шаблон заявки с описанием мероприятия (цели, задачи, аудитория) для соискателей поддержки АП КИТ Отв.: Литвинова О., срок – январь 2008 года.
  • Добавить в список рабочей группы по возможной поддержке АП КИТ Я. Быховского (Intel), М. Маслова (АПЭАП), М.Правдину («1С»), А.Степанова («Софтлайн»).

8. Организация и проведение конференции «Преподавание ИТ в России».

  • П.ГУДКОВ. Конференция «Преподавание ИТ в России» проводится уже в течение 5 лет, каждый год в разных местах. Последняя конференция прошла в детском лагере «КОМПЬЮТЕРиЯ» в Тверской области, доросла до 250 участников. В настоящий момент стоит традиционный вопрос, где проводить конференцию в 2008 году. Выбирать место необходимо с учетом увеличения количества участников, поэтому зал для пленарных заседаний нужен уже на 300 человек.
    Б.НУРАЛИЕВ. Нужно более ответственно отнестись к организации конференции, в частности, к выбору места, дабы не повторять ошибки прошлого года, когда на некоторых секциях не хватало места для желающих послушать/поучаствовать. А также решить вопрос с недорогим проживанием.
    П.ГУДКОВ. В прошлом году поступало предложение о проведении конференции в Нижнем Новгороде. Мы обещали, что в приоритетном порядке рассмотрим его в этом году. Поступило также предложение от С.ШАЛАШНОГО (АКЦИТ) провести конференцию в г. Сочи. Можно проработать и другие варианты. Например, учебный центр ВНИИГАЗ (рядом с МКАД) или г.Троицк (Московская область).
    Л.НЕСТЕРЕНКО предложила описать преимущества проведения конференции в Нижнем Новгороде в течение недели.
    П.ГУДКОВ предложил поручить С. Белову (IBM) возглавить программный комитет и подготовить содержательную часть информационного письма, описать и организовать процедуры отбора докладов
    П.ГУДКОВ огласил предварительный план-график подготовки конференции.

Решение:

  • Поручить С. Белову (IBM) возглавить программный комитет и подготовить содержательную часть информационного письма, описать и организовать процедуры отбора докладов.
  • Поручить П.Гудкову, О.Литвиновой изучить возможные места проведения конференций, Л.Нестеренко подготовить описание предложения по Н.Новгороду.
  • Решение по месту проведения конференции «Преподавание ИТ в России» возложить на организационный комитет.
  • Определить размер спонсорского взноса в диапазоне от 120 до 150 тыс. руб.

9. Экспертный совет по рассмотрению ФГОС по ИТ

  • А. ГАВРИЛОВ предложил организовать в качестве нового направления деятельности обсуждение и рассмотрение 1-2 ФГОС по ИТ с целью оценки трудозатрат и изучения процедуры организации работ.

Решение:

Организовать от имени АП КИТ обсуждение и рассмотрение 1-2 ФГОС по ИТ с целью оценки трудозатрат и изучения процедуры организации работ
Отв.: Гаврилов А. (Microsoft).