АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

Дата: 13 февраля 2008г.
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Начало заседания: 18:00
Председатель: П. Гудков

Присутствовали:

  1. Белов Сергей, IBM
  2. Биллиг Владимир, Тверской государственный университет
  3. Брагин Владимир, Competentum
  4. Буров Василий, REAL-IT
  5. Волпянская Ольга, Министрество образования и науки РФ
  6. Гаврилов Александр, Microsoft
  7. Гергель Виктор, Центр компьютерного моделирования ННГУ
  8. Горелова Анастасия, Лаборатория Касперского
  9. Григорьев Сергей, МГПУ
  10. Гудков Павел, 1С
  11. Дмитриев Сергей, ЕМС
  12. Жеребина Ольга, 1С
  13. Калягина Ольга, Аскон
  14. Колмыкова Елена, Московский государственный колледж информационных технологий
  15. Комлев Николай, АП КИТ
  16. Лавренова Екатерина, АйТи
  17. Литвинова Ольга, ГК «Систематика»
  18. Маслов Михаил, АПЭАП
  19. Милов Денис, Текама
  20. Нестеренко Людмила, Intel
  21. Нуралиев Борис, 1С
  22. Оверченко Владимир, HP
  23. Правдина Мария, 1С
  24. Прокофьева Яна, Текама
  25. Стасевич Ольга, Текама
  26. Степанов Андрей, Softline
  27. Шалашный Сергей, АКЦИТ
  28. Челышев Николай, НОУ УКЦ ФОРС
  29. Черноскутова Инна, Федеральное агентство по образованию

Заседание посвящено взаимодействию с системой начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) по вопросам подготовки ИТ-кадров.

Повестка дня:

I. Краткая характеристика существующих специальностей СПО.  Новый перечень специальностей  СПО.

II. Профессиональные стандарты. Требования бизнеса, предложения учебных заведений. Возможности использования профстандартов при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и программ обучения в учреждениях СПО.

III. Взаимодействие работодателей с учреждениями СПО в свете проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурса учреждений  НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы.

IV. Проблемы образования. Возможные направления взаимодействия ИТ-компаний с учреждениями СПО.

Ход заседания:

П.ГУДКОВ. В настоящее время ИТ-специалистов готовят в образовательных учреждениях разного уровня: НПО, СПО и  ВПО.

Сегодня взаимодействию начального профессионального, среднего профессионального образования и бизнеса уделяется большое внимание на государственном уровне. Декларируется, что данные уровни образования должны быть более ориентированны на потребности экономики, чем высшее, т.к. наиболее востребованы региональными рынками труда. Со стороны государства проводится активная поддержка  образовательных учреждений НПО и СПО. Например, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» гранты получают учреждения НПО и СПО, внедряющие инновационные образовательные программы. Сегодня мы будем эту тему отдельно обсуждать.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

В процессе обсуждения на ИТ-Саммите в апреле прошлого года И.И.Калина, в настоящее время - заместитель министра образования и науки, призвал повышать производительность труда в ИТ-отрасли и активнее использовать в ИТ-индустрии выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО). Мы эту линию стали активно развивать. Сегодня пригласили компетентных представителей Минобрнауки, Рособразования, учебно-методической комиссии по разработке образовательных стандартов для СПО, представителей ведущих колледжей. Очень надеюсь, что в процессе диалога нам удастся услышать пожелания и сделать конкретные выводы о том, как наиболее конструктивно дополнить уже более-менее налаженное взаимодействие ИТ-компаний с вузами взаимодействием с учреждениями НПО и СПО.

I. Краткая характеристика существующих специальностей СПО.  Новый перечень специальностей СПО.

Е.КОЛМЫКОВА коротко обозначила структуру профессионального образования, остановившись на особенности уровня СПО - его практикоориентированности: распределенность между практической и теоретической составляющими на уровне СПО такова, что 50-60% учебной загрузки является практикоориентированной.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.


Е.КОЛМЫКОВА. В секторе ИКТ на уровне СПО существуют 5 специальностей, на уровне НПО – 1 специальность.
Список существующих специальностей СПО:

  • 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • 230103 Автоматизированные системы управления (по отраслям)
  • 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
  • 230106 Техническое обслуживание средств ВТ и КС
  • 080802 Прикладная информатика (в экономике)
  • 090108 Информационная безопасность

Эти специальности практически один к одному повторяют специальности высшей школы. Наибольшее количество выпускников – по специальностям «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и  «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Наша учебно-методическая группа проанализировала текущее состояние по специальностям и дала предложения по их реформированию. Предложения, к сожалению, были даны до того, как были разработаны профстандарты. В противном случае нам, может быть, удалось бы дать новым специальностям более удачные названия или сформулировать по-другому.

В рамках нового перечня специальностей две специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Техническое обслуживание средств ВТ и КС», которые имели некоторые пересечения, развели на две специальности «Компьютерные системы и комплексы» и «Компьютерные сети».

Специальность «Автоматизированные системы управления (по отраслям)» переименовали в «Информационные системы (по отраслям)», а «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» - в «Программирование в компьютерных системах». «Прикладная информатика (по отраслям)» осталась без изменений.

Презентация Е.КОЛМЫКОВОЙ

Л.НЕСТЕРЕНКО. Можно ли посмотреть учебный план по специальностям, для того чтобы понимать, каким дисциплинам будут студента обучать и какого специалиста мы получим на выходе?

Е.КОЛМЫКОВА. Учебные планы в открытом доступе вряд ли лежат, это авторское право учебного заведения, но в конкретном учреждении родители их посмотреть, конечно, могут.

А.ГАВРИЛОВ. Сколько выпускников колледжей идут в индустрию?

Е.КОЛМЫКОВА. По Москве – больше 80 % идут в вузы. По России меньше – 60-65%. В нашем колледже на 4 курсе уже производственное обучение – студенты год работают на предприятии, а у нас доучиваются на выходных. Многие потом остаются на этих местах. А высшее образование настолько гибкое, что позволяет им учиться в коммерческих учреждениях, например, по выходным и т.д. На дневное уходят единицы. Но на самом деле таких крупных предприятий по Москве мало.

II. Профессиональные стандарты. Требования бизнеса, предложения учебных заведений. Возможности использования профстандартов при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и программ обучения в учреждениях СПО.

О.ЖЕРЕБИНА. Летом 2006 года на заседании Совета при Министре информационных технологий и связи Л.Д. Реймане было принято решение о разработке профессиональных стандартов (компетенций сотрудников) ИТ-отрасли. Совместно с АП КИТ началась разработка профессиональных стандартов в области ИТ, описывающих должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями.

За год разработаны стандарты по девяти наиболее востребованным и массовым профессиям.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

Можно выделить 4 группы пользователей профессиональных стандартов: работодатели, сфера образования, работники, государство.
Профессиональные стандарты были утверждены на заседании Управляющего комитета проекта 4 июня 2007 года и опубликованы на сайтах АП КИТ и Министерства информационных технологий и связи
Получены положительные отзывы от МЭСИ, МТУСИ, ЛЭТИ.

Е.КОЛМЫКОВА озвучила несколько замечаний к профстандартам и пожеланий, способствующих наиболее эффективному их использованию при разработке стандартов образовательных:

  • Уровень профстандарта связать с уровнем образования
  • Попробовать сохранить равномерность (по уровням и по требованиям)
  • Ввести на III уровне – повышенный СПО бакалавриат
  • Привести в соответствие с классификатором должностей

С.БЕЛОВ. У меня два вопроса. Кто идет сейчас в техникумы и колледжи? Полезный ли это шаг – разработка профстандартов? Будете ли вы использовать профстандарты при разработке образовательных стандартов?

Е.КОЛМЫКОВА. Контингент идет неплохой. После 9 класса. Ребята толковые. Конкурс на программирование и на информационную безопасность у нас 6 человек на место, но уровень школы сейчас достаточно низкий, поэтому вступительные экзамены сдать могут, к сожалению, не все. И тем не менее выпускники бюджетных мест фору дадут институтским ребятам, бакалаврам точно, поскольку имеют практическую жилку.
По поводу профстандартов – нужно снять шляпу перед разработчиками. Все, что я говорила из замечаний – это редакторская правка. Но сформировать функции и компетенции без профстандартов нам было бы очень сложно. Единственное, нам нужно немного скоординироваться. Работа очень хорошая.

В.ОВЕРЧЕНКО. Каким образом на рынке развести выпускника колледжа и вузовского бакалавра с точки зрения работодателя?

Е.КОЛМЫКОВА. Для того, чтобы непрерывность образования соблюсти, появился повышенный уровень СПО. Это один дополнительный год углубленной подготовки. Таким образом, специалист СПО с углубленной подготовкой должен быть эквивалентен бакалавру.

О.ВОЛПЯНСКАЯ. Эти специалисты будут отличаться прежде всего практикоориентированностью. Выпускник СПО будет более практикоориентирован, чем бакалавр.

III. Взаимодействие работодателей с учреждениями СПО в свете проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» конкурса учреждений  НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы.

О.ВОЛПЯНСКАЯ. Несколько цифр по статистике. На 10 000 чел населения в России высшее профобразование получают  480 чел., среднее профобразование – 176 чел., начальное профобразование – 106 чел. Хотя потребности на региональных рынках труда совершенно в другой пропорции. ВПО – 1, СПО – 2 , НПО – 4.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

Л.НЕСТЕРЕНКО. Для развития постиндустриальной экономики соотношение, на мой взгляд, правильное. Нужно ориентироваться, все-таки, на получение высшего образования.

О.ВОЛПЯНСКАЯ. Если говорить о тенденциях в области НПО и СПО, то наблюдается постепенная интеграция двух уровней образования, появляются так называемые многоуровневые образовательные учреждения, реализующие программы НПО и СПО одновременно.

Начиная с 1 января 2005 года, вступил в силу 95-ФЗ и учреждения НПО и СПО были отнесены на уровень субъекта РФ. Это говорит о том, что сам субъект определяет, каких специалистов и в каком количестве им готовить в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

Два ресурса являются основными для развития  НПО и СПО: «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию НПО и СПО до 2010 года» и Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО).

На уровне НПО и СПО нацпроект «Образование» реализуется с 2007 года. Это направление рассчитано на 3 года. Проект реализуется на условиях софинансирования  со стороны субъектов и со стороны работодателей.

В 2007 году государство выделило 1,8 млрд руб. на поддержку учреждений НПО и СПО. Победителей оказалось 76 учреждений. Каждое из них получило от 20 до 30 млн руб. из федерального бюджета.

Средства софинанстрования составили 2,1 млрд руб, из них средства субъектов -1,3 млрд. руб., внебюджетных средств учреждений – 0,7 млрд. руб.
В этом году планируется выделить еще 1,8 млрд руб господдержки. Конкурс объявлен 28 января 2008 года, вскрытие  заявок планируется 28 февраля. Надеемся, что в этом году заявок будет больше, чем в прошлом году.

И.ЧЕРНОСКУТОВА. По опыту 2007 года. Из 212 поданных  заявок было всего 20 заявок от учреждений СПО, готовящих специалистов для ИТ. А прошли только 5. Бизнес не готов пока вкладывать в СПО, поскольку подпитывается, видимо, в основном, выпускниками ВПО.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

В этом году условия конкурса стали мягче. В качестве софинансирования можно передавать оборудование или ПО с баланса на баланс, предоставлять базы практик в безвозмездное пользование не менее, чем на 5 лет. Предприятия гораздо активнее стали участвовать.
Мы рады видеть работодателей, сотрудничающих с образовательными учреждениям, приглашаем к сотрудничеству, очень заинтересованы в том, чтобы специалисты готовились не «в никуда», а были востребованы на рынке труда и умели использовать современные технологии.

Н.ЧЕЛЫШЕВ. Как могут тратиться деньги, полученные учреждением?

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Материально-техническое обеспечение, ПО, оборудование, повышение квалификации преподавателей, подготовка и модернизация помещений. На зарплату деньги потрачены быть не могут.

П.ГУДКОВ. А можно ли тратить деньги на разработку какого-нибудь инновационного курса?

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Да, можно.

А.ГАВРИЛОВ. Каков ожидаемый результат проекта с точки зрения стратегии развития образования?

О.ВОЛПЯНСКАЯ. Задача – создать на территории РФ инновационные точки роста, которые станут ресурсными центрами, имеющими хорошую материальную базу и кадровый потенциал. Отрабатываются также модели частно-государственного партнерства.

М.МАСЛОВ. Есть ли нормативные документы для заключения долгосрочных договоров с учреждениями НПО, СПО, ВПО?

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Обычный договор в рамках законодательства РФ как между двумя организациями.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

А.СТЕПАНОВ. Одна из целей реализации нацпроекта «Образование», насколько я понял, чтобы учреждения научилось зарабатывать деньги. Это так? И что подразумевается? Платное обучение?

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Приведу пример. Липецкий металлургический комбинат вложил в находящееся рядом профучилище 80 млн руб. Для того, чтобы не содержать параллельный учебный центр, они перевели его на базу училища. Теперь училище может зарабатывать деньги как учебный центр.

И.ЧЕРНОСКУТОВА. По поводу подготовки ИТ-специалистов. В высшем профобразовании практически не осталось бюджетных мест на подготовку по престижным специальностям. В СПО в связи с демографической ямой мы готовы давать учебному заведению столько бюджетных мест, сколько нужно по востребованным специальностям. Если работодатель заказывает подготовку специалистов в каком-то учреждении, то мы готовы оплачивать федеральную компоненту за счет бюджета, если работодатель готов оплатить свою составляющую. Это называется целевая контрактная подготовка.

IV. Проблемы образования. Возможные направления взаимодействия ИТ-компаний с учреждениями СПО.

П.ГУДКОВ. Есть направления взаимодействия с учреждениями образования, которые мы развиваем:

  • Разработка профессиональных стандартов.
  • Экспертиза образовательных стандартов.
  • Проведение конференций для преподавателей.
  • Курсовое и дипломное проектирование на реальных предприятиях.
  • Специальные условия для УЗ и студентов по приобретению оборудования и ПО.
  • Помощь студентам в трудоустройстве.
  • Преподавание сотрудниками фирм в УЗ.
  • Проведение студенческих олимпиад, конкурсов.
  • Базовые кафедры.
  • Льготная сертификация студентов

Ждем дополнений, пожеланий, замечаний к данному списку.

Заседание комитета 13 февраля 2008 г.

Е.КОЛМЫКОВА. Я бы хотела озвучить несколько проблем, которые нас волнуют:

1. Коммерческое обучение.
Количество бюджетных мест не расширяется, а на коммерческое отделение идут те, кто не прошел на бюджетные места. Общий уровень образования падает.

2. Финансирование.
Денег на программное обеспечение учреждениям не выделяют. Необходимо продумать систему льгот для приобретения учебными заведениями. Мы вынуждены использовать те программы, которые есть в открытом доступе.

3. Проблема педагогических кадров
Зарплаты у педагогов мизерные. Ощущается острый дефицит преподавателей. Учат аспиранты, студенты старших курсов.

Что хотелось бы от взаимодействия с бизнесом:

  1. Необходима система повышения квалификации преподавателей на основе современных технологий.
  2. Предоставление ИТ-компаниями баз практик.
    Затачивать специалистов под свои предприятия, принимать группами
  3. Предоставлять своих специалистов для преподавания в колледжах.

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Работают ли в ваших организациях специалисты-техники? И какова их доля по отношению к специалистам с ВПО?

М.МАСЛОВ. Да, у нас работают. Потому что на массе наших предприятий работают и радиомонтажники.

Б.НУРАЛИЕВ. Раньше работали. В советское и постсоветское время была достаточно серьезная система техникумов. А сейчас люди все равно стараются получить диплом о высшем образовании.

И.ЧЕРНОСКУТОВА. Готовы ли вы взять к себе на практику специалистов СПО?

А.ГАВРИЛОВ. Когда мы берем специалиста, мы в первую очередь смотрим, что он из себя представляет. У нас нет, допустим, отдельной квоты для выпускников СПО.
Ю.ГОРВИЦ. Сложный вопрос. Лучше обратиться с ним к партнерам, которые набирают специалистов. У нас еще нет опыта, чтобы в СПО готовили специалистов по нашим программам.

О.СТАСЕВИЧ. По опыту работы в разных ИТ-компаниях хочу сказать, что специалисты отбираются именно по знаниям технологии. У специалиста должны быть перечислены перечень технологий, которыми он владеет, и реализованных проектов. На основании этого с ним и ведется разговор. А высшее образование очень ценится, поскольку считается, что дает системное мышление.

В.БРАГИН. Мы занимаемся разработкой электронных образовательных ресурсов, в том числе и для учреждений НПО и СПО. Те предложения, которые прозвучали, очень интересны нам. Я вижу несколько направлений, где выпускники НПО и СПО могут у нас поработать.
Интересно также было бы сотрудничество в плане привлечения ваших опытных преподавателей к разработке ресурсов.

А.ГОРЕЛОВА. На работу берут людей разных, разного возраста. Точно работают много студентов. Главное, умение, желание и способность работать.