АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Протокол заседания комитета по образованию АП КИТ

Дата: 15 марта 2010 г., 19 часов
Место: г. Москва, Никоновский пер., д. 26, стр. 6, фирма «1С»
Председательствовал: П. Гудков

Присутствовали:
  1. Андреев Алексей ; «Андреев Софт»
  2. Белов Сергей; IBM
  3. Буров  Василий; Real-IT
  4. Гаврилов Александр; Microsoft
  5. Гвоздь Татьяна; АНО «ИТО»
  6. Горвиц Юрий; Oracle
  7. Гудков Павел; «1С»
  8. Комлев Николай; АП КИТ
  9. Ларшин Андрей; Softline
  10. Малинин Юрий; «Академия Информационных Систем»
  11. Мирзоянц Сергей; АНО «ИТО»
  12. Нуралиев Борис; «1С»
  13. Сорокин Александр; IBM
  14. Степанов Андрей; Softline
  15. Хайров Игорь; «Академия Информационных Систем»
  16. Шалашный Сергей; АКЦИТ
  17. Яшутина Ольга; «Лаборатория Касперского»

В заседании также приняли участие Дальневосточная ассоциация предприятий информационных технологий («ДВАПИТ», г. Хабаровск), Ассоциация «Томские Компании Информационных Технологий» («ТомКИТ», г. Томск), Региональная Ассоциация «Компьютерная Самара» («РАКС», г. Самара), Ассоциация компаний сферы информационных технологий («АКСИТ», г. Екатеринбург), Ассоциация Компаний Цифровых и Информационных Технологий Юга России («АКЦИТ», г. Краснодар), Ассоциация предприятий информационных технологий Украины («АПИТУ», г. Киев) и другие.

Всего на заседании присутствовало 28 человек.

Повестка дня:
  1. Российские профессиональные стандарты в области ИТ: текущее состояние и ближайшие перспективы.
    Докладчик – Василий Буров (Real-IT)
  2. Проведение конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России».
    Докладчики – Сергей Белов, (IBM), Павел Гудков (1С)
  3. Инициативы комитета по региональной политике АП КИТ в области образования.
    Докладчик – Сергей Шалашный (АКЦИТ)
 
Ход заседания

1. Российские профессиональные стандарты в области ИТ: текущее состояние и ближайшие перспективы.

В. БУРОВ. О профессиональных стандартах мы в этой аудитории говорим довольно часто, но в основном между собой, опуская информацию о том, что вообще такое профстандарты, кем и для кого они сделаны. Сегодня, в связи с тем, что мы собрались расширенным составом, я охвачу и самые общие положения.
Что такое профессиональные стандарты? Профессиональный  стандарт – свод актуальных требований работодателей к работникам определенной профессии (включая различные профессиональные уровни). Профессиональный  стандарт является многофункциональным нормативным документом, имеющим рекомендательный внутриотраслевой статус. Для координации деятельности по разработке профессиональных стандартов в различных отраслях создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) при РСПП. Лидерами в разработке профессиональных стандартов являются Рестораторы и отельеры, Информационные технологии и Авиационная промышленность.
Мы полагаем, что профессиональные стандарты нужны работодателям, чтобы идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли; системе образования, чтобы формировать с учетом профстандартов проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней профессионального образования, программ обучения в системе дополнительного профессионального образования, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, активно обновлять содержание ФГОС в соответствии с изменяющимися требованиями к выпускникам; работнику, чтобы определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда. Государству профстандарты помогают формировать политику в области занятости населения.

Функции профстандарта следующие:
  • Создание системы требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
  • Создание базы для обеспечения дополнительного образования.
  • Обеспечение возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы.
  • Создание нормативной основы для финансовой поддержки профессионального обучения персонала.
  • Обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации.
  • Создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями.
  • Гармонизация требований к профессиональной компетентности.
  • Создание единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности.
  • Влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала.
  • Возможность получения предприятием выпускников учебных заведений, наиболее отвечающих требованиям производства, с учетом отраслевой специфики.
Первоначально проект разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий (2006-2007 гг.) осуществлялся в соответствии с решением заседания Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РФ при организационной поддержке Мининформсвязи РФ и Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ).
Были разработаны следующие профессиональные стандарты:
  • Программист
  • Системный архитектор
  • Специалист по информационным системам  
  • Системный аналитик
  • Системный администратор
  • Менеджер информационных технологий
  • Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
  • Специалист по информационным ресурсам
  • Администратор баз данных
С учетом профессиональных стандартов разрабатывались федеральные государственные образовательные стандарты. Например, проекты ФГОС по прикладной информатике и программной инженерии. В 2009 году с учетом профстандартов был разработан ряд ФГОС для среднего профессионального образования.

Важный аспект - связь с образованием:
  • Важно знание современных стандартов и технологий, а не только конкретных программных средств, и готовность привести хотя бы список аббревиатур;
  • Фундаментальное образование ценно, но именно в нужном нам направлении. Например, если математика, то с упором на дискретную;
  • Хороший пример – проект образовательного стандарта «Прикладная информатика», который создавался с учетом профстандарта «Специалист по информационным системам»
Планы развития проекта:
  • Дорабатывать профстандарты и переводить их в новые форматы.
  • Разрабатывать новые стандарты.
  • Популяризировать и помогать использованию профессиональных стандартов.
В декабре по заказу Минкомсвязи был разработан проект профессионального стандарта «Специалист в области информационной безопасности», переведены в новые форматы и актуализируются профессиональные стандарты «Системный администратор», «Специалист по информационным системам», «Менеджер по продажам сложных технических систем», начата разработка классификатора профессий и единого глоссария компетенций.
Каким образом можно помочь развитию проекта? Нужна помощь в рамках текущей разработки профстандартов, например, в рамках разработки стандартов прикладного и системного программистов. Мы сейчас планируем развитие проекта и нам необходимо мнение общественности, какие профессиональные   стандарты являются наиболее актуальными. Прошу всех присылать информацию.

Ю. МАЛИНИН. Если ли смысл при разработке профессионального стандарта по информационной безопасности взаимодействовать с УМО в этой области, для более эффективного дальнейшего продвижения?

В. БУРОВ. Взаимодействие с системой образования при разработке профстандарта – это всегда хорошо. При разработке проекта стандарта по информационной безопасности, привлекались специалисты из названной Вами структуры.

А. ГАВРИЛОВ. На ближайшие 10 лет уже утверждены федеральные государственные стандарты и их изменение не планируется. С другой стороны сейчас готовятся примерные образовательные программы. Участвуя в различных учебно-методических советах, не раз слышал вопрос: если АП КИТ столько внимания уделяет профессиональным стандартам, то может быть мы готовы на двух-трех страницах сформулировать для каждой специальности именно требования к выпускнику – бакалавру, магистру, специалисту? Предполагается ли деятельность в этом направлении?

В. БУРОВ. Деятельность в этом направлении в некотором смысле ведется при разработке профессионального стандарта, потому что в профстандарте есть минимальные квалификационные требования. Понятно, что это – некоторая идеальная вещь. Мы предполагаем в момент написания профстандарта, что мы именно таким хотели бы видеть, например, бакалавра. Что касается специальной работы по подготовке рекомендаций для системы образования, то в каком-то частном порядке мы ее регулярно ведем, в варианте системном, чтобы были рекомендации по основным профессиям, мы такую работу пока не ведем, хотя задумывались над этим вопросом в более широком виде – в виде общих рекомендаций по использованию профстандартов. В любом случае это важная вещь, мы подумаем над ее реализацией.
  • Решение:
    Принять к сведению итоги работы по проекту профстандартов и планы дальнейшего развития данного проекта. Рекомендовать участникам заседания и членам комитета АП КИТ по образованию принять участие в работе в рамках проекта развития профессиональных стандартов.

2. Проведение конференции АП КИТ «Преподавание ИТ в России».

С. БЕЛОВ.  Сегодня мы планируем обсудит программу конференции. Прежде, чем я начну, два важных объявления: заработал сайт конференции, и была произведена массовая рассылка с приглашениями принять участие в конференции. Мы просим все компании, это главная наша просьба, по всем возможным каналам разослать информацию о конференции. К сожалению, времени остается мало, поэтому активное информирование очень поможет конференции.

П. ГУДКОВ. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить компании «Софтлайн», «Майкрософт» и «1С» за уже проведенную работу по рассылкам. Конференцию поддерживает «Информика», газета «Поиск», размещены баннеры на различных площадках, в том числе на портале «Российское образование» http://www.edu.ru, портале "Педсовет" http://pedsovet.org/, на сайте Министерства образования Карелии и т.д. Также есть предварительная договоренность с PR-службой Министерства образования и науки об информационной поддержке конференции.

С. БЕЛОВ.  Мы уже много лет проводим эту конференцию и для нас всегда важно, чтобы содержание конференции было по-прежнему интересно ее участникам. Это довольно трудная задача, но судя по отзывам, нам пока удавалось эту задачу выполнять. Мы проводим эту конференцию при поддержке Республики Карелия, конечно же, ожидаем выступление представителя Правительства Карелии. Традиционно мы хотим получить приветствия и представителей от Министерства образования и науки и от Минкомсвязи. Думаю, что очень уместен будет доклад ректора Петрозаводского государственного университета. Нам показался удачным опыт прошлого года по формату выступления спонсоров. До этого, если помните, спонсоры выступали на секции взаимодействия индустрии и образования, в прошлом году мы поменяли формат, сделали доклады спонсоров в виде коротких пленарных выступлений и планируем продолжить такую практику в этом году. Учитывая, что на следующий день у спонсоров будет мастер-класс на полтора часа, этого достаточно, чтобы спонсоры пообщались с нужным им контингентом.

П. ГУДКОВ. На сегодняшний день подтвердили свое спонсорское участие компании «Софтлайн», «Лаборатория Касперского», «Майкрософт», «Пирит», «1С», Oracle и IBM.
  • Решение:
    Принять к сведению информацию о подготовке программы конференции. Рекомендовать членам комитета АП КИТ по образованию разослать информацию о конференции по своим информационным каналам.
3. Инициативы комитета по региональной политике АП КИТ в области образования.

С. ШАЛАШНЫЙ. Благодаря фирме «1С» нам предоставлен этот зал, и завтра в течение всего дня с 9 до 18 часов здесь будет проходить конференция ИТ-ассоциаций. На этой конференции запланирован круглый стол различных комитетов АП КИТ с региональными ассоциациями, приглашен ряд вендоров. На конференции будет рассказано о проектах региональных ассоциаций, в том числе и в сфере образования. Будут представлены такие, например, проекты, как «ИТ-Планета», образовательный проект дальневосточной ассоциации по дополнительному обучению и другие. Приглашаем всех желающих принять участие в этом мероприятии.

Ю. ГОРВИЦ. Оракл участвует в «ИТ-Планете», мероприятие замечательное и  хотелось бы поблагодарить Сергея Шалашного за то, что ассоциации Юга России, которой он руководит, удалось распространить мероприятие на пять других федеральных округов и сделать «ИТ-Планету» мероприятием всероссийского масштаба.
  • Решение:
    Принять к сведению информацию о проектах комитета по региональной политике АП КИТ в области образования. Рекомендовать участникам заседания принять участие в работе конференции ИТ-ассоциаций.