АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


«О стратегических направлениях развития ИТ-индустрии в России»

2. СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ИТ-ИНДУСТРИИ РОССИИ
В 2010 – 2013 ГОДАХ

Главное, что должно объединять и объединяет страны, выбившиеся в число лидеров на этом пути – освоение экономики «знаний», в которой потенциал её граждан становится главным ресурсом развития страны и роста конкурентоспособности экономики


По данным международных экспертов в области ИТ, мировой объём этой индустрии составит в 2010 году $ 1,4 трлн.[1]. Снижение объёма в кризисном 2009 году по сравнению с 2008 составило 5%. Относительное снижение объёма российского ИТ-рынка до $ 15,6 млрд. или 495,6 млрд. рублей в 2009 году оказалось куда серьезнее, чем мировой спад компьютерной индустрии, а также экономики России в целом, и составил 37%.

Прогнозные сценарии ситуации в российской ИТ-индустрии варьируются в достаточно широком диапазоне. Объем рынка в 2013 году, по оценкам МЭР, составит от $ 13 до $ 27 млрд., от уровня стагнации до удвоения объема в сравнении с 2009 годом. За тот же период мировые эксперты в области ИТ прогнозируют рост мирового рынка примерно на 45%.

Значительный разброс официальных и экспертных среднесрочных прогнозных оценок указывает на исключительную значимость текущего момента для дальнейшего развития отрасли. В России уже сегодня наступил момент, когда крайне необходимы решения по смене самой парадигмы развития высокотехнологичной ИТ-индустрии в целом.

Россия пока малозаметна на мировом ИТ-рынке. Объём российской ИТ-индустрии в общем мировом объёме составляет менее 1%. Россия утрачивает былые ощутимые преимущества в системе подготовки инженерно-технических кадров и специалистов в информационно-технологической сфере. Практически не осталось тех сегментов высокотехнологичного производства, на базе которых возможно развернуть производство современной ИТ-продукции. Масштаб потерь научного потенциала и многих производств по стратегически важным направлениям катастрофичен, хотя Россия продолжает занимать ведущие позиции по ряду направлений вычислительной математики и алгоритмистики.

Особенностью российской ИТ-индустрии является неравномерное географическое распределение участников рынка. Большая часть ИТ-компаний сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге.

Положение усугубляется масштабами коррупции, неуважением к институту частной собственности и авторского права, административным вмешательством в развитие бизнеса в стране, крайне низким уровнем правоприменения в ИТ-сфере, неразвитостью инновационной инфраструктуры, неблагоприятным налоговым и таможенным режимом.

Нет и последовательной государственной политики поддержки стратегических – «прорывных» – направлений ИТ. Остро ощущается дефицит компетентных государственных управляющих. Недостаточна поддержка профильных ассоциаций и объединений, неразвита законодательная база легального лоббизма, отсутствуют механизмы обязательного согласования решений чиновников с представителями профильных деловых объединений. Все это препятствует конструктивному диалогу государства и бизнеса, участию деловых объединений в формировании и реализации промышленной политики.

Тем не менее, было бы неверно отнести Россию в разряд ИТ-бездарных стран. Во-первых, Россия достаточно успешно и быстро импортирует ряд важных ИТ-технологий, зачастую даже опережая такие ИТ-развитые страны как США и страны Западной Европы. Во-вторых, в РФ успешно функционируют многие ведущие мировые компании, как, например, IBM, Microsoft, НР, Intel и другие. В-третьих, имеются вполне конкурентоспособные в глобальном измерении ИТ-кадры и, наконец, достаточно велики потребности внутреннего российского рынка в освоении передовых информационных технологий.

Отрасль ИТ в России обладает достаточными возможностями чтобы стать локомотивом в процессе модернизации страны и формирования информационного общества. Именно ИТ-индустрия может стать ключевым фактором преодоления низкой производительности труда, которая, по экспертным оценкам, в 4 раза ниже уровня производительности труда в США и в 3 раза ниже, чем в Западной Европе. Более того, с учетом территориального размаха и рассредоточения населения страны именно ИТ-решения способны решить стратегически важную задачу связности всех систем управления государством и экономикой. Слабое проникновение широкополосного доступа и информационных технологий в государственный сектор, коммерческие и социальные организации, домохозяйства, низкий уровень накопления нематериального капитала, с одной стороны, выступают препятствием в развитии ИТ, с другой – формируют хорошую перспективу для инвестиций государства в эти сферы, без чего немыслимо его развитие в будущем.

До сих пор сохраняются иллюзии того, что Россия способна и должна, как и СССР, развивать весь спектр ИТ-технологий. В условиях глобализации экономики целесообразнее и выгоднее стратегии, сфокусированные на производстве продукции с относительно большей добавленной стоимостью, и выращивание компаний с относительно высокой капитализацией благодаря преимуществам в интеллекте. Это требует принятия государством и ИТ-сообществом ряда стратегических решений.

Все эти необходимые решения вполне согласуются с позитивным международным опытом развития ИТ-индустрии. Этот опыт показывает важность:

  • поддержки политической и бизнес-элитами идеи о необходимости технологического развития страны на основе не только импорта, но и собственных разработок;
  • ликвидации бюрократических барьеров для инвестиций в ИТ-индустрию;
  • усиления кооперации в области разработки и применения ИТ-решений между ведущими университетами, частными компаниями и государственными организациями;
  • внедрения технологий широкополосного доступа на всей территории России;
  • качественного улучшения математического и естественнонаучного образований, фундаментальных и прикладных исследований в этих областях, придания им статуса общенационального приоритета;
  • развития международной кооперации в разработке и использовании новейших ИТ-технологий, привлечения иностранного капитала, создания компаний, интегрированных в международный бизнес;
  • расширения использования мировых информационных и инвестиционных стандартов и участия российских производителей в разработке подобных стандартов;
  • повышения эффективности работы государственных организаций по реализации приоритетных правительственных программ в ИТ-сфере;
  • совершенствования законодательства и правоприменения в целях защиты институтов частной собственности и охраны авторских прав;
  • создания максимально выгодных экономических условий для российских ИТ-компаний, особенно для стартующих бизнес-проектов, искоренения существующей политики дискриминационного таможенного и налогового регулирования.

Главное, что объединяет страны-лидеры на этом пути – освоение экономики «знаний», в которой потенциал её граждан на всей территории страны становится главным ресурсом развития страны и роста конкурентоспособности экономики.


[1] Gartner, апрель 2010.


назад | оглавление | дальше


Обсудить на форуме: