АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


«О стратегических направлениях развития ИТ-индустрии в России»

3. ИТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

России предстоит решить ряд сложных задач модернизации во всех областях экономического развития, но именно ИТ-решения станут не только основным технологическим, но и институциональным инструментом модернизации


В условиях кризиса возросла неопределенность в отношении ключевых параметров ИТ-рынка и государственной политики в сфере высоких технологий в целом. Поэтому представляется важным в диалоге ИТ-бизнеса и государства, прежде всего, сформулировать единую позицию по стратегическим направлениям развития ИТ-индустрии России, определить прогнозные значения параметров развития ИТ-отрасли в перспективе до 2015 года, очертить подходы и набор главных инструментов достижения согласованных целей.

Ассоциация АП КИТ исходит из того, что России предстоит решить ряд сложных задач модернизации во всех областях и что именно ИТ-решения станут не только основным технологическим, но и институциональным инструментом модернизации:

    • Необходимо сосредоточить усилия на создании благоприятных условий для организации производства на основе ведущих мировых технологий, перейти к постиндустриальной парадигме взаимодействия государства и общества.

Настало время выходить за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления, время использовать новейшие информационные технологии, формируя комплексы институтов электронного правительства, парламента, правосудия и т.д.

Предпосылкой «электронного государства» является наличие «электронного гражданина», компетентного пользователя макро и микро-инфраструктурами, в том числе и государственных услуг. Без «электронного государства» и «электронных граждан» на всей территории страны у России мало шансов преуспеть в глобальной конкуренции ведущих держав, но велик шанс безнадежно от них отстать в развитии государственного управления. Малоперспективна и форсированная «электронизация» государственного менеджмента без его предварительной реорганизации.

Необходимы внятные шаги по выводу проекта «электронного правительства» из состояния стагнации:

  • введение законодательно установленной процедуры превращения электронного документа в реальный инструмент, имеющий юридическую силу;
  • утверждение критериев оценки профессиональной пригодности чиновников в области использования ИТ-систем;
  • концентрация ресурсов на ключевых «прорывных» направлениях программы.

В любом случае требуется серьезное и открытое переосмысление ситуации в сфере «электронизации» и государства, и общества в целом.

    • Важнейшим инструментом государственной ИТ-политики должно быть приоритетное совершенствование системы госзаказа, так как значительную долю оборота российского ИТ-рынка, на данном этапе, обеспечивает госсектор.

В рамках госзаказа средства тратятся на информационную поддержку начисления пенсий, коммунальных, налоговых и таможенных платежей, документооборота и контроля поручений в госструктурах, на поддержание работоспособности ИТ-оборудования и его эксплуатации, на общественно значимые системы и т.д.

Хорошо известны искажения в современной системе госзакупок. В частности, формальное проведение конкурсных процедур, отсутствие равного доступа участников рынка к информации о закупках услуг и товаров, длительность сроков оплаты и оформления заказов; недоработки в законодательных процедурах проведения конкурсов и тендеров на госзаказы; недостаток высококвалифицированных ИТ-специалистов; широкая распространенность практики рейдерства в области проведения гостендеров; неориентированность на поставку высокотехнологичной продукции или оказание услуг, требующих учета квалификации исполнителя; нерешенность многих проблем, связанных с функционированием системы электронных аукционов и другое. Меры по устранению этих барьеров должны составлять важнейшее направление госполитики.

    • Необходимо скорейшее устранение монополии государственных предприятий (ФГУПов) при получении госзаказов на автоматизацию и разработку.

Сами по себе госпредприятия в условиях гарантированных заказов не могут производить конкурентную инновационную ИТ-продукцию. ФГУПы необходимо приватизировать и создать реальные условия для конкуренции при выполнении госзаказов.

    • Необходимо сбалансировать налоговый и таможенный режим для ИТ-компаний, в особенности радикально сократить экспортные барьеры для разработчиков программного обеспечения и импортные барьеры для ввоза электронных компонентов и устройств, не производимых в России.

Например, затраты на персонал у разработчиков программных продуктов достигают 80% в структуре себестоимости услуг или продукции. Зачастую почти четверть стоимости проектов уходит на оплату налогов. Это колоссальная нагрузка для ИТ-компаний, серьезно дискриминирующая их в сравнении с иными участниками экономической жизни страны. Это стало причиной, почему российские ИТ-компании всё больше выводят производство за рубеж.

Для стимулирования количественного и качественного роста российского ИТ-сектора представляется насущным:

  • уменьшить выплаты по страховым взносам (с учетом того, что резкое повышение социальных налогов временно отложено);
  • снизить размер НДС на экспорт ИТ-услуг и продажи на внутреннем рынке – вплоть до нулевой ставки;
  • ввести режим «налоговых каникул» для начинающих ИТ-компаний;
  • упростить систему бухгалтерского учёта и отчетности, трудоёмкость которых в значительной степени превышает ведение учёта в других странах.

Эти меры – необходимая поддержка инновационно ориентированного бизнеса со стороны государства, которое должно быть заинтересовано в его развитии на отечественной почве.

Следует особо отметить проблему российского таможенного регулирования, которое является неоправданно заградительным по своей сути и практике, как для экспорта высокотехнологичных товаров, так и для их импорта. Современные информационные технологии, призванные ускорить таможенные формальности, применяются крайне неэффективно.

Заслуживают одобрения намерения по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции в рамках формирования Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, которые предусматривают:

  • законодательное закрепление исчерпывающего перечня документов, необходимых для таможенного оформления высокотехнологичной продукции, к которой не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • сокращение до 4-х часов срока выпуска не облагаемых вывозными таможенными пошлинами высокотехнологичных товаров, помещаемых под процедуру экспорта и временного вывоза;
  • однократность предоставления таможенным органам учредительных и иных подтверждающих правоспособность лица документов при первом обращении в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации;
  • существенное упрощение процедур сертификации импортного оборудования, в т. ч. криптографического оборудования, а также оборудования, содержащего элементы криптографии, и др.

Однако география мировой ИТ-кооперации, в которой равноправно хотела бы участвовать и Россия, много шире границ указанных государств. С учетом этого обстоятельства упомянутых мер совершенствования государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции явно недостаточно.

    • Еще одной сферой государственного внимания должно быть развитие «инновационных зон».

История становления разнообразных институтов такого рода в России весьма противоречива. Серьезную критику в профессиональном сообществе вызывает непрозрачность аргументации придания отдельным проектам статуса «Национального». Перспективным представляется подход к поддержке инновационных компаний в существующих городах – без необходимости их географической передислокации.

Залог успеха развития инновационных зон видится:

  • в наличии чётких и прозрачных мер поддержки бизнеса;
  • в неукоснительном их исполнении;
  • в стабильности установленных «правил игры».

Что касается инновационного проекта «Сколково», ИТ-сообщество поддерживает принцип экстерриториальности, как необходимого фактора ускорения процессов модернизации всей страны.

    • Представляется актуальной задача технического регулирования.

Для создания всеобъемлющей системы ИТ-стандартов мировым сообществом разработана международная система стандартизации, в которую входит большое число специализированных высокопрофессиональных организаций, включая ISO, IEC, ИТU, CEN, CENELEC, ETSI, ISOC, IETF, IEEE, OMG и многих других. Масштабность, логичность, современность, научная обоснованность разработок в области стандартизации ИТ способствовали тому, что система стандартов стала главной научно-методической основой ИТ-области, фундаментом роста мировой информационной индустрии. Особое значение приобретает переход к стандартам менеджмента качества третьего поколения. ИТ-сообщество считает необходимым для России глубже проникать и активнее участвовать в международных процессах формирования стандартов, принимать меры к их внедрению в отечественную бизнес-практику.

    • Еще одна область государственного внимания - венчурные инвестиции в ИТ-отрасль России.

Это серьезный фактор ее активного развития. Однако чтобы он работал в полную силу, необходимо не только смягчить ограничения, действующие в отношении российских государственных фондов для облегчения возможности совместного инвестирования с зарубежными партнерами, но и существенно упростить систему контроля за использованием частных и государственных инвестиций. Нужно сформировать комплекс поддержки инновационных проектов и разработок в сфере ИТ от момента вложения средств до выпуска конечного продукта, создать благоприятные налоговые условия и гарантировать неприкосновенность частной собственности, ввести защиту акционерного капитала, значительно доработав российское законодательство в этой области. И, наконец, оказывать помощь в создании площадок для встреч инновационных компаний и заинтересованных инвесторов, в том числе иностранных, проводить их под патронажем государства.

    • Только активным участием государства можно повысить инвестиционную и социальную привлекательность ИТ-индустрии.

ИТ-индустрия, несмотря на кризис, остается одной из успешных отраслей российской экономики. Тем не менее, уровень привлечения инвестиционного капитала, остается невысоким. И это при том, что в ИТ-отрасли высока концентрация талантливых специалистов, относительно невысок объем входных издержек (по сравнению с био- и нано-технологиями, альтернативной энергетикой), высока возможность быстрого достижения прибыльности при удачной бизнес-модели, велик спрос на растущие ИТ-компании со стороны фондов прямых инвестиций. ИТ-отрасль способна постоянно развиваться и привлекать значительные финансовые средства.

Лицо российских ИТ-компаний – молодые, активные, талантливые специалисты. Отличительные черты таких команд – творческая среда, грамотный менеджмент и один из самых высоких уровней трудового вознаграждения в экономике.

Важным шагом на пути увеличения социальной ответственности компаний является их стремление соответствовать проекту международного стандарта корпоративной социальной ответственности ISO 26000. Стандарт универсален и может применяться малыми, средними и крупными предприятиями в частном, государственном и общественном секторах.

    • Необходимо развивать практику аутсорсинга – от создания ИТ-инфраструктуры до сервисной модели.

Эффективность работы организаций и государственных структур сегодня во многом определяется степенью использования практики аутсорсинга, в том числе и в области ИТ. Создание соответствующей ИТ-инфраструктуры и её последующее сопровождение является непрофильной специфической деятельностью для государственных и коммерческих структур, не работающих в сфере ИТ.

Общемировая практика направлена на выделение ИТ-услуг в отдельную отрасль со своими предприятиями, стандартами и правилами работы, подобно рынку услуг телекоммуникаций и энергетики. Специально разработанный мировой стандарт ISO 20000 дает детальные рекомендации по организации отношений между поставщиком и потребителем ИТ-услуг, основных процессов проектирования, производства и предоставления ИТ-услуг. Рынок этих услуг постоянно растет. Капитальные затраты на создание и развитие собственной инфраструктуры частично или полностью уступают место операционным расходам на потребляемые услуги в области ИТ, освобождая компании от непрофильной деятельности и специалистов, повышая эффективность затрат.

Благодаря развитию широкополосного доступа в Интернет и с учетом большого количества быстро меняющихся необходимых для бизнеса информационных систем, требующих дорогостоящего сопровождения и значительных средств на приобретение, все большее количество компаний переходит к так называемой SAAS (Software as a service) модели, позволяющей клиентам получать доступ к различному ПО как услуге. Возможность удаленного использования, доступ к приложению нескольких клиентов, транзакционный или абонентный способ оплаты делает сегодня такой подход крайне востребованным в мире.

В развитых странах процесс формирования аутсорсинговых ИТ-предприятий идёт уже многие годы. Крупные организации применяют аутсорсинг как корпоративный стандарт, начав с выделения своих ИТ-подразделений во внешние компании или продажи их специализированным ИТ-компаниям. В последнее время эти процессы стартовали в России, но по структуре ИТ-рынка Россия сегодня еще отстает от общемирового уровня, где объем сервисных контрактов уже заметно опережает затраты клиентов на приобретение и создание собственных инфраструктур.

Движение в сторону сервисной модели реализации ИТ-проектов позволит России существенно повысить эффективность затрат на ИТ – как государству, так и бизнесу за счет снижения разовых капитальных затрат. Появится возможность решить гораздо больший перечень бизнес-задач, создать более зрелый отечественный ИТ-рынок, соответствующий мировому уровню, сделать отечественные ИТ-компании конкурентоспособнее.

Способствовать развитию аутсорсинга могло бы формирование бюджетов государственных организаций в части ИТ-затрат в большей степени по статьям, направленным не на капитальные затраты, а на приобретение услуг, как в случае с услугами связи.

    • Безусловная сфера государственного патронажа – это кадровое обеспечение модернизации экономики Российской Федерации.

Успех модернизации экономики сегодня находится в прямой зависимости от обеспеченности квалифицированными кадрами. Наиболее востребованы кадровые ресурсы по приоритетным для модернизации экономики направлениям, в том числе ИТ-специалисты. Согласно результатам исследования АП КИТ, при развитии страны по модернизационному сценарию требуемое число ИТ-специалистов практически в три раза превысит современные параметры выпуска учреждениями высшего и специального образования по соответствующим направлениям подготовки. Недостаточное количество ИТ-специалистов в ИТ-индустрии и других отраслях экономики при реализации модернизационного сценария может стать тормозом формирования информационного общества и становления инновационной экономики России.

Для создания национальной интегрированной системы ИТ-образования, направленной на массовую подготовку конкурентоспособных специалистов международного уровня, требуется интеграция усилий науки, образования, индустрии и государства.

Конкретными шагами в этом направлении могут стать:

  • разработка и использование современных профессиональных и образовательных стандартов ИТ-сферы;
  • увеличение числа бюджетных мест в вузах и ссузах по ИТ-специальностям;
  • повышение квалификации преподавателей ИТ-дисциплин;
  • финансирование разработки современных учебно-методических комплексов по ИТ-дисциплинам;
  • повышение качества обучения за счет адаптации образовательных программ ведущих индустриальных компаний и привлечения к преподаванию ИТ-дисциплин высококвалифицированных представителей ИТ-отрасли;
  • организация сети и системы переподготовки и повышения квалификации граждан в области информационных технологий и подготовки ИТ-специалистов, в том числе за счет высвобождающихся кадровых ресурсов по другим направлениям;
  • построение устойчивых интегративных связей с ведущими мировыми университетскими и исследовательскими центрами и ИТ-корпорациями для обеспечения соответствия уровня подготовки российских специалистов требованиям и темпам развития глобального рынка информационных технологий;
  • усиление профессионально ориентированной работы среди российской молодежи.


назад | оглавление | дальше


Обсудить на форуме: