АПКИТ
Регистрация на страничку Обсуждений (форум)

Регистрация на Форуме


 
ФИО*
E-mail*
Компания
Должность
 

* - Поля, обязательные для заполнения

Об ассоциации
Новости
События
Правление
Комитеты
Партнеры
Фотогалерея
 

Члены АПКИТ Как вступить в АП КИТ Предложение региональным компаниям


Заключение Комитета по законодательству АП КИТ о проекте модельного закона СНГ «Об Интернете»

14.03.2008 г.

Комитет по законодательству АП КИТ рассмотрел проект модельного закона «Об Интернете», разработанный по заказу Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, и сообщает.

За последние несколько лет был предпринят ряд попыток принять «единый закон» об Интернете. Но экспертным сообществом было признано, что сеть Интернет сама по себе не является объектом права, для которого необходим отдельный нормативный правовой акт.

Право воздействует лишь на общественные отношения, так или иначе связанные с определенной предметной областью. Применительно к рассматриваемой теме, правовые отношения возникают не столько по поводу самой сети Интернет, сколько по поводу тех объектов, которые тем или иным образом связаны с такой сетью.

Очевидно, что сеть Интернет не создает каких-либо новых объектов и товаров, а лишь предоставляет возможности для их создания, размещения и реализации между пользователями (и операторами соответствующих услуг). Ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства об Интернете. Нормы, которые можно было бы применить к отношениям с использованием Интернета, распределены по актам различных отраслей законодательства. Достаточно рассмотреть основные отношения, возникающие при использовании сети Интернет с целью выявления их предметного основания.

На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям на основании договора об оказании услуг связи. Данные отношения регулируются посредством соответствующих законов –  Гражданского кодекса и Федерального закона «О связи».

В случае покупки какого-либо товара с использованием сети Интернет опять-таки применяются правовые нормы о договоре купли-продажи, праве собственности и т.д. Эти отношения также регулируются Гражданским кодексом, Законом «О защите прав потребителя» и т.п.

Вопросы распространения незаконной информации и ответственности за такое распространение рассматриваются в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в Уголовном кодексе, Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и др. В случае, если Интернет-сайт зарегистрирован в качестве средства массовой информации, то на него распространяются требования Закона «О средствах массовой информации» с учетом всех ограничений и ответственности.

Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет (борьба с «компьютерным пиратством») предусмотрена Гражданским кодексом (Часть 4), Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях.

Регистрация доменных имен и распределение IP-адресов осуществляется саморегулируемыми организациями в соответствии с мировой практикой и международными договорами. Полномочия Координационного центра национального домена сети Интернет, как администратора домена .RU, коллегиально переданные саморегулируемыми организациями, подтверждены ICANN, а также Администрацией связи Российской Федерации.

Что же касается отношений, которые появляются по поводу использования Интернета именно как информационно-телекоммуникационной сети, то, во-первых, они практически не носят правового характера, а относятся к сфере технических стандартов и регламентов. Во-вторых, в тех немногих случаях, когда то или иное правовое регулирование все же применяется, все эти вопросы детально регламентированы соответствующими правовыми актами законодательства о связи.

Таким образом, все главные вопросы, возникающие при использовании сети Интернет, в России уже регулируются  в федеральных законах и иных правовых актах. Однако, они не совершенны, что легко можно исправить «точечными» поправками, касающимися конкретных аспектов соответствующих правоотношений. Например, можно дополнить понятийный аппарат «сетевыми» терминами, определить их соотношение с другими объектами права для важных правоотношений т.п.

Из сказанного выше вытекает, что представленный проект модельного закона СНГ «Об Интернете» не имеет собственного предмета регулирования.

Кроме того, при анализе юридической специфики общественных отношений, связанных с использованием сети Интернет, нельзя забывать и о том, что право не единственный социальный регулятор, право - лишь одна из разновидностей социальных норм. Главное преимущество «негосударственного нормотворчества»: подобные нормы не нуждаются в процедуре признания их недействительными, поскольку их соблюдение осуществляется добровольно участниками. Норме следуют до тех пор, пока она успешно регулирует те или иные отношения, и перестают ей следовать, если социальная ситуация делает норму непригодной. Данный принцип более всего подходит для отношений, характерных для использования Интернета.

Текст проекта модельного закона «Об Интернете» фактически свелся к трем главам – общие положения,  принципы регулирования, основное направление регулирования. В его тексте фактически нет норм прямого действия, и он больше похож на декларацию о свободе развития сети Интернет в стране, чем собственно на закон, т.е. на нормативный правовой акт, устанавливающий конкретные субъективные права и коррелирующие им юридические обязанности.

Подводя итог, хочется отметить, что за последние 10 лет принято более двухсот модельных законов СНГ, многие из которых в некоторых случаях противоречат друг другу. Поэтому общий курс в развитии модельного законодательства целесообразнее было бы направить на совершенствование уже принятых законов, а не на их дублирование и размножение. Необходимо исправлять и совершенствовать действующие законы, как модельные, так и национальные, (в том числе используя некоторые принципы рассматриваемого законопроекта), активно участвовать в процедурах разработки управления Интернетом на глобальном уровне, а также развивать и поощрять саморегулирование в этой области.